Выставка «Птичий двор» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
09.07.2021 – 06.09.2021
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка «Птичий двор»

Птицы были важной частью искусства на протяжении тысячелетий, их изображение всегда трактовалось широко, не только как часть окружающего мира. Они воспринимались как посланники богов и высших сил, символы мудрости и хитрости, чистоты и греха, добра и зла, а яйцо стало универсальным знаком зарождения жизни. И все же, прежде всего, птица была и остается символом свободы, возможности преодоления границ «земного царства», стремления к лучшему.

Ее способность летать издавна не давала покоя человеку. Мечта о преодолении земного притяжения воплощена в образах мифических летающих существ, мифе об Икаре. Строение, физиология птиц целиком подчинены идее полета. Их принципы вдохновляли Леонардо да Винчи, Владимира Татлина, создателей современных летательных аппаратов.

Выставка «Птичий двор» в Волгоградском музее им.И.И.Машкова объединила работы, созданные мастерами различных культур в разные эпохи. В экспозиции представлены произведения художников из России, Италии, Голландии, Дании и Японии. Такая территориальная и культурная широта позволяет проследить развитие этого визуального кода в контексте истории мирового искусства. А разнообразие техник – от графики до скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства – демонстрирует трансформации и богатство интерпретаций образа птиц с XIX века до настоящего времени.

Само название выставки отсылает к произведениям Мельхиора де Хондекутера – голландского художника XVII века, литография с живописной работы которого представлена на нашей экспозиции. Он был одним из ведущих представителей анималистического жанра своего времени и даже был прозван современниками «птичьим Рафаэлем». Его картины – не просто будничные изображения хозяйственной жизни. В своих «птичьих дворах» он уделяет особое внимание характеру и повадкам героев. Хондекутер видел их неповторимые особенности и стремился к большей выразительности и торжественности.

Ксилография Тотоя Хоккэ, сочетающая реалистичность, декоративность и стилизацию, находится рядом с вдохновленной произведениями японского искусства работой Валентина Серова. А трогательные натурные зарисовки волгоградских художников Алексея Бородина и Савелия Зимана близки по своему подходу скульптуре Василия Ватагина, который видел животное как самоценную личность.

Наполненные первобытной энергией работы Юрия Бычкова отсылают к природной стихии и магии тотемизма, эпохе, когда человек был неразделим с природой и миром. А рисунок Херлуфа Бидструпа при кажущейся лёгкости обращен к довольно острой теме – проблеме войны и мира. Абстрактные экспрессивные образы, созданные Приской Берсини, погружены в размышления о душе человека.

Работа Марии Мелиховой – это и посвящение декоративной составляющей образа птицы, и отсылка к шедевру из нашей коллекции, произведению Михаила Ларионова «Павлины».

Эта выставка – попытка показать птицу не только как живое существо, часть мира природы, но рассмотреть «скрытое» содержание этого многогранного и неоднозначного символа. Ведь этот визуальный код, с которым работают художники, при всей разности подходов отражает, прежде всего, внутренний мир человека, его мысли и устремления.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО